ИТАЛИЯ: ИСТОРИЯ В течение полувека на территории Италии царил хаос. Влиятельная знать препятствовала объединению под властью лангобардов или папы; в то же время сарацины захватили Сицилию и совершали опустошительные набеги на южные районы Апеннинского п-ова. В 951 германский король Оттон Великий вторгся в Италию и был коронован как император Священной Римской империи. Созданная Оттоном, Священная Римская империя рассматривалась как возрождение империи Каролингов, а как последняя считалась наследницей древней Римской империи.
Население средневековой Европы унаследовало две великие традиции античного Рима: универсальную церковь и универсальное государство. Первой правил папа, второй - Карл Великий, а теперь Оттон. Однако попытка править одновременно и Германией и Италией не увенчалась успехом, хотя правители Германии не оставляли намерения установить власть над Италией. Эта цель оказалась недостижимой, и любые усилия в данном направлении препятствовали установлению контроля над самой Германией. Почти сто лет - со времени коронации Оттона Великого и до смерти Генриха III в 1056 - императоры вступали в конфликты с папами, претендуя на управление всем христианским миром, и одерживали верх. Последующая борьба между папами и императорами не прекращалась более двухсот лет и завершилась ликвидацией императорской власти.
В дальнейшем ситуация на территории Италии осложнилась в связи с вторжением норманнов в южную часть Апеннинского п-ова. Оно началось с высадки в Салерно отряда норманнских рыцарей, возвращавшихся домой после паломничества. В 1059 во время вспыхнувшего в Риме мятежа папа Николай II был вынужден предоставить одному из предводителей норманнов Роберту Гвискару во владение земли, захваченные им на юге Апеннинского п-ова.
Конфликт между церковью и государством перерос в борьбу как за духовные, так и за материальные ценности. Многие служители церкви были зажиточными землевладельцами, сохранявшими, однако, верность императору. Правда, в прошлом сами императоры смещали пап и выбирали их преемников. В то же время папство отстаивало главенство духовной власти над властью мирской. Вормский конкордат (1122) утвердил разделение формальных церемоний. Император при избрании епископов и аббатов должен был вручать им атрибуты светской власти, а папа наделял императоров короной и скипетром. Однако на деле императоры не имели реальной власти, и их коронация носила формальный характер.
В борьбе с императорской властью пап поддерживали города Ломбардии. Благодаря резкому увеличению оборота международной торговли с середины 11 в. итальянские города начали быстро расти, а с середины 12 в. ломбардские города стали центрами торговли и промышленности. По мере экономического роста у этих городов возникало стремление к политическому господству. После ожесточенной борьбы города объединились в Ломбардскую Лигу и добились почти полного самоуправления, зафиксированного в Констанцском мирном договоре (1183). Ослабление влияния императора способствовало усилению папской власти. Однако папы понесли тяжкий урон, когда император Генрих IV (1190-1197) одержал победу над сицилийской феодальной знатью, которую поддерживал папа. В результате папа утратил светскую власть почти над всей Папской областью, кроме Римского герцогства.
Именно тогда папой стал Иннокентий III, и его понтификат (1198-1216) ознаменовался наибольшим усилением не только духовной, но и мирской власти. Он боролся с императорами, дважды отлучал от церкви Оттона IV (правившего в 1198-1215) и заключил союз с Фридрихом II (правившим в 1212-1250), который после смерти Иннокентия начал борьбу с папством и с ломбардскими городами. В период с 1254 по 1273 не было общепризнанного императора Священной Римской империи, и папство, наконец, восторжествовало, потому что, хотя и временно, ослабило имперскую власть. Папы почти полностью утратили власть над правителями Франции и Англии, но сумели воспрепятствовать объединению Италии под властью императора. Италия оставалась в состоянии раздробленности еще пять столетий.
Тем не менее в 14 в. папская власть начала ослабевать, особенно в период с 1309 по 1376, когда папы пребывали в Авиньоне под контролем французского правительства. Только в 1377 они, наконец, вернулись в Рим, где почувствовали себя хозяевами: страна была разобщена, и политические силы не могли успешно противостоять папской власти. Папы оставались независимыми главами церкви, хотя и со строго ограниченной властью.