КИРГИЗИЯ Структура общества. Киргизскому народу традиционно свойственна родо-племенная структура. Согласно этнографическим данным, относящимся к концу 19 в., киргизы делились на две ветви - "правые" (онг) и "левые" (сол); каждая ветвь далее делилась на племена и роды, причем крупнейшим было племя бугу, принадлежавшее к правой ветви, а всего насчитывалось 40 племен. Основным занятием киргизов в то время было скотоводство. После присоединения к России киргизские пастбища стали занимать славянские и немецкие переселенцы. Так, в 1913 царское правительство передало более 4,5 млн. га киргизских земель русским колонистам.
Во главе рода у киргизов стоял старейшина (аксакал), являвшийся также вождем племени. Ему помогал мулла, мусульманский священнослужитель, который руководил религиозной жизнью общины, совершал брачные и похоронные обряды и вместе с вождями рода или племени решал возникающие споры.
После советской коллективизации киргизы были насильственным образом организованы в колхозы и вынуждены вести оседлый образ жизни. Сегодня киргизы составляют подавляющее большинство населения в сельской местности. Их значительно меньше в городах, где изначально было сосредоточено некиргизское население. Например, Бишкек имеет большую русскую общину, а Ош - большую узбекскую общину. Очевидно также, что, несмотря на деструктивные действия царского и советского правительств, родо-племенная структура киргизского общества сохранилась.
Религия. Верующие киргизы, как и казахское, узбекское, дунганское и уйгурское национальные меньшинства в Киргизии, исповедуют ислам суннитского толка. В 1944 в СССР была создана система региональных духовных управлений мусульман. Официально все религиозные вопросы мусульман Киргизии находились в ведении Среднеазиатского духовного управления мусульман, которое размещалось в столице Узбекистана - Ташкенте. Непосредственно на территории Киргизии, в городе Ош, находилась резиденция духовного главы киргизских мусульман - кази, подчинявшегося центральному управлению. В конце 1980-х годов начались усиленное восстановление мечетей: если в 1950-1970-х годах в Киргизии действовало всего 33 мечети, то в 1990-х их насчитывалось уже ок. 1000. С распадом СССР пришел конец власти центрального духовного управления, но значительно возросло влияние кази. В 1991 в Бишкеке был создан Исламский центр. Несмотря на это, президент Акаев настойчиво подчеркивает, что Киргизия - светское государство. В 1998 в республиканской прессе появились статьи, предупреждающие об опасности распространения ваххабизма и необходимости бдительного отношения к зарубежным исламским экстремистам. Особенно актуальна данная проблема для Ошской области.
Среди других религий, исповедуемых жителями Киргизии, - православное христианство, различные протестантские конфессии и иудаизм.
Социальное обеспечение. В советское время все социальные расходы, включая пенсии по возрасту и инвалидности, содержание системы здравоохранения, пособия многодетным семьям и проч., брало на себя государство. Правительство независимой Киргизии объявило о намерении продолжать эти выплаты, однако в результате сокращения государственных доходов периодически происходят задержки выплаты пособий и пенсий.