ГУЙГУ-ЦЗЫ


Значение ГУЙГУ-ЦЗЫ в английском языке

"Учитель из Ущелья навей". ОСНоВопОлаГаюЩий ТРАКтАТ древНекИтайСкОЙ ШкОЛЫ полИтичЕСкоЙ фИЛОСофИИ ЦзУн-ХэН цзя (БУКВальНО: "ШКОла пРОдолЬНо-веРтиКАЛЬНыХ И пОпЕречнО-ГоРиЗОНТАЛЬныХ "), ТРаДИЦИОНнО ДАтирУЕМыЙ 4 В. до н.Э., НО, ПО-ВидимОмУ, сФоРмирОваНный ИЛИ ДАЖЕ нАпиСАнНыЙ значИтельНо ПозжЕ. СовРЕменНыЙ ТеКст ГуЙГу-цзы, ОсноВАннЫй нА кОмМентИРОВаННой РЕДакЦИИ ТАо ХУнЦзина (455-536), СНАбЖЕнный ПослеСлОвИЕМ ЖуаНЬ ЮАНя (1764-1849) И ОпуБлИкОВАнНый в 1789, сОСтоит Из треХ "свитКоВ" (цЗЮанеЙ) и 21 ГлавЫ (Пянь), дВЕ из КоТОрЫх НыНЕ утРАЧЕНЫ. НАзВАНИе ТРАКтАТА воСпроизВодИт ПРОзВищЕ ЕгО ПРедПОлагаЕмОгО АвтоРА, КОтОрОмУ пРипИСыВаеТСЯ Еще одно СОчиНениЕ - гУйГу-цЗы тЯнЬ суй ЛИн ВЭнь (духоВНыЕ ПиСЬМеНА учИТЕЛя иЗ УЩЕлЬя НАВЕй О неБЕсНоЙ СердЦевиНЕ - ДвА "сВитКа"), КаК и ГУйГУ-ЦЗы, вхоДЯщЕЕ В каноничЕсКоЕ сОБРанИе ДаОсСКИх текСтов ДаО Цзан (СОкРОВиЩнИЦа дао). В "каТАЛоГЕ К ДАо ЦзанУ" (даО ЦЗаН мУ лУ, 1726) ОтШелЬнИк ГУЙгУ-Цзы ИдеНТИФИЦиРОВАН с уЧеНиком лАо-цзЫ ВАН сюЕМ (6 в. До Н.э.), а В шИ цЗИ (гл. 69, 70) сЫМа цЯнЯ (2-1 ВВ. До н.Э.) ПреДсТАВЛЕн ЖИВшИм в 4 в. до Н.Э. наСтАвникОМ ПрямыХ ОсНОвателей цзуН-хэн цЗя - Су цИнЯ И чЖАн И. сУщесТВУеТ преДпОложенИе, ЧтО ГуйГу-Цзы - эТо ПсевДОниМ сУ цИнЯ (4 В. до Н.Э.), кОтОрыЙ, ВерОятНО, В тОй или инОй мЕрЕ уЧаСтвОвал в сОзДаНии Гуйгу-ЦЗЫ.

ВырАЖЕнные в ТраКтАте ВОЗзРенИя в ОсновНом ПРЕдстаВЛЯЮт сОбоЙ сОЧЕтАние ИДеЙ ДАосиЗмА и леГИзМа. гЕНетИКо-СУБсТанциаЛьНое пеРвОНАЧАло ВсеГо сУщего - едИнОЕ ДАО, мАтериАЛьнОе ("ПнЕвмеНнОЕ" - Ци1) и "пРинЦИпосообРазнОЕ" (Ли1), но "тЕЛЕСНо" (сиН2) не ОФорМленнОе иСХоДное сОстоЯНиЕ кОТорогО НаЗВанО "УТонченнЫм ДУхОМ" (шЭНЬ ЛИн). выСШАЯ заКоноМЕРноСтЬ дАО - ЦИРкУЛиРуЮЩИй ("ОБраТНыЙ" и "ПеРЕВеРТЫвАющИйсЯ" - ФАНь фУ) ПереХОд От ОДнОЙ ПрОТивоПолОЖносТи к ДРУГой (бИ цЫ). проТивОпОЛоЖНые ФАзЫ ГЛавнЫх струКТур мИРОЗдАНИя - неБа (тяНЬ) и зеМЛи (ди), инь1 и яН1, "проДоЛЬНо-ВерТикальнОГо" (ЦЗУн) И "ПОперечНО-ГОРИЗонТалЬНОго" (хэН) - ОБОБщеНЫ В оригИналЬных КаТЕГОРИЯх "ОткРыВанИЕ" (бай) и "ЗакрЫВАние" (хЭ2), котОРЫЕ ВМесТЕ С аНАлогичноЙ пАРОй "Ли" (СИнОНим "БАй") И "Хэ2" иЗ ЧЖоу И (Си Цы ЧжуаНЬ, i, 11) ВосХоДят к мифОЛОГИЧЕскому оБРАзУ ВОРОТ, ФиЛОсофСко-ПОЭтИЧЕСКи осМЫСЛеННомУ В ДАо Дэ цзиНе (§ 1, 6) КаК СимвОл сОКРОВеНнОГО ЛоНа вСЕпоРождаюЩЕЙ МатеРИ-ПрИрОДЫ. УниВЕрсаЛЬНая И пОСТОянНАЯ ИЗмЕНчиВосТь По МОДеЛи "ОТКРЫвАнИе - ЗАКрЫВанИЕ" сЛУЖиТ в гУЙгУ-цЗы ТеОрЕТичеСКИм ОБоСнОвАНИЕм ЛЕгИсТскИХ ПРинцИпОВ пОЛИтИчеСкОго ПрагМатиЗмА И УтиЛитАриЗМА В сОЧеТаНии С ПОЛным едИНоВЛАСтИеМ. ПРеДлАгАЕМаЯ ПрАктИкА МАНИПУлиРОВАНИя людЬМи На ОСнОвЕ ПрЕДвАритЕлЬнОГО поОЩРЕНиЯ И рАскрЫТИЯ Их ИнТЕРЕсОв обОзНачена термиНоМ "воЗНоСЯЩиЕ кЛЕЩи" (фэй цЯНЬ), давшИм назВАние гл. 5. но, "ЧТОбЫ зНатЬ другИх Людей, надО ЗНаТЬ саМОГО себЯ". поЭтОМУ ОвлаДЕНИе и собОй, и дРугИМИ прЕДпоЛАГаЕТ "ДоСТиЖеНИе глуБиН СеРдЦа (сИНЬ1)" - "ХОзяИНа ДухА". "дУх" (шЭНЬ1) ЯВЛяЕтСя гЛАВнЫм сРеДИ пЯти "ПневМ" чЕлоВеКА; ОсТалЬныЕ ЧеТЫрЕ - "ГоРняЯ ДушА" (хунь), "дольНЯя Душа" (пО), "СеМенНАя ДУшА" (ЦзИН3), "ВОЛЯ" (чЖи3). СОГласнО ГуйГУ-ЦЗы, иМЕна (мИн2) "РОЖдаюТСя" оТ "РЕаЛиЙ" (Ши2), а "рЕАлиИ" - от "пРИнципоВ" (ЛИ1). СоВМестно вЫрАЖаЯ ЧУВствеННЫЕ своЙстВа (Цин2), "ИменА" И "РЕАлиИ" ВзАИМОзАВИСиМЫ, и "ПРинЦиПы" "роЖДАЮтСЯ" ОТ ИХ гАрМониЧНоГО "БЛагоУСтРоЙсТва" (Дэ1).

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.