ИНДОНЕЗИЯ: КУЛЬТУРА О малайско-полинезийском происхождении коренного населения страны говорит высокое общественное положение женщины и то символическое значение, которое придается лодкам. Многослойное культурное полотно - результат коллективных творческих усилий различных народов, приходивших на архипелаг. Свое воздействие на изначальную культурную основу Индонезии последовательно оказали индуизм и буддизм, попавшие на острова в первую очередь из Индии и с 8 в. успешно закрепившиеся на Яве и Бали; ислам, привнесенный в 14 в. со Среднего Востока купцами и проповедниками; европейские традиции, которые внедрялись португальцами в 16 в. и затем голландцами вплоть до начала 19 в. Национальная местная культура, сама в определенной степени результат всех этих влияний, вышла на передний план после провозглашения в 1945 независимости Индонезии.
Примером соединения индуистского влияния и местной традиции может служить знаменитый яванский театр теней (ваянг кулит), существующий также на Бали. Во время представления кукловод (даланг) передвигает перед масляной лампой кожаные фигуры кукол, отбрасывающие тень на специальный белый экран. Продолжающееся всю ночь представление ваянг-кулит - не только спектакль, но и своеобразное ритуальное действо. Разыгрывание сюжетов из индийских эпосов Рамаяна и Махабхарата служит прославлению богов, умиротворению духов и обогащению души зрителей. Можно предположить, что древнее искусство ваянг кулит зародилось в Китае или в южной части Индии, однако скорее всего оно возникло именно в Индонезии.
По некоторым оценкам, на каждого жителя на Яве приходится в 40 раз больше кукольных трупп, чем в США, и, разумеется, ничуть не меньше это соотношение на Бали. На Яве существуют следующие виды традиционного кукольного театра: ваянг-кулит (кожаные куклы), ваянг-голек (куклы из дерева) и ваянг-вонг, в котором живые артисты-танцоры искусно имитируют неуклюжие движения марионеток. Помимо собственных разновидностей кукольного театра, на Бали имеются свои особые танцы - такие, как кечак (обезьяна) или крис (кинжал), отображающий поединок между ведьмой и драконом. Следует добавить, что на обоих этих островах популярен также оркестр местных ударных инструментов (гамелан), причем на Бали предпочитают быстрые ритмы, а на Яве - плавные мелодии.
Важное, хотя и менее заметное влияние на культуру и искусство Индонезии оказал ислам. Достаточно вспомнить арабский оркестр гамбусан, малайский танец пентжак силат с элементами борьбы дзюдо или чтение нараспев стихов из Корана - мастерство, которое высоко ценится и соответствующим образом вознаграждается на конкурсах. Наконец, благодаря мусульманским проповедникам в стране появилось немало религиозных книг на малайском и арабском языках.
В начале 20 в. возникла и стала развиваться современная индонезийская литература, тесно связанная с национально-освободительным движением. Первая из них, издательская фирма "Балай пустака" (Общество хорошего чтения), которая была основана колониальным правительством в 1917 и спустя более чем 80 лет продолжает свою деятельность, приобрела значительную популярность благодаря публикации сочинений индонезийских авторов. Вторую организацию, малотиражный журнал "Пуджанга бару" (Новый писатель) создали в 1933 три молодых писателя с Суматры - Такдир Алишахбан, Айн Пане и Амир Хамзах, заявившие о стремлении выразить в литературной форме духовный мир своей страны. В произведениях, которые увидели свет благодаря издательству "Балай пустака" и журналу "Пуджанга бару", нередко изображались трудности молодых индонезийцев, чей путь к свободе и прогрессу преграждали барьеры, возводимые семейными традициями и родовыми пережитками.
После падения колониального режима в литературе Индонезии произошел крутой поворот, когда под влиянием воспоминаний о годах японской оккупации появилась язвительная проза Идруса, страстная поэзия Хайрила Анвара и великолепные воспоминания Прамудья Ананта Тура. Среди множества талантливых поэтов, пришедших в литературу в годы после обретения страной независимости, можно выделить такие имена, как Аип Росиди, Субагио Састровардоджо, Виллибродус С.Рендра. Причем Рендра проявил себя не только в поэзии, но также в драме, о чем свидетельствуют его сатирическая пьеса Барзанджи (празднование рождения Мухаммеда) и перевод на индонезийский язык пьесы В ожидании Годо Сэмюэля Беккета.
Индонезия обладает определенными традициями в современном изобразительном искусстве, причем в работах ее художников сочетаются международная и индонезийская тематика и техника исполнения. Две академии изобразительных искусств - в Бандунге и Джокьякарте - были созданы на Яве в 1950-е годы. В ранних произведениях живописцев Попо Искандара, Мохтара Апина и Срихади Сударсоно из академии Бандунга отражена в основном европейская и американская тематика, в то время как на картинах Аффанди, Хендры и Суджойоно, бывших выпускников академии Джокьякарты, изображается борьба страны за освобождение от голландской колониальной зависимости. В 1960-е годы в Индонезии открылись две новые академии художеств: одна в столице Джакарте, а другая в Денпасаре на Бали. На этом острове, в г.Убуд, имеется также замечательная академия живописи и резьбы. Индонезийские художники-мусульмане, такие как А.Ф.Пироус, создали немало полотен, основанных на текстах из Корана.
В конце 1960-х годов ряд местных художников работали над использованием традиционной методики изготовления батика (нанесение на ткань узора расплавленным воском перед последующим ее окрашиванием) для создания нового жанра - батиковой живописи. Многие из национальных меньшинств Индонезии изготавливают тонкие кружевные ткани со сложным рисунком, выделяется также резьба по дереву и кости. Значительную часть изделий производят с учетом растущего спроса на них со стороны иностранных туристов и коллекционеров.