ИЗРАИЛЬ Структура общества. Трудоспособное население Израиля занято в самых разных сферах деятельности, его распределение по отраслям примерно такое же, как и в других странах со сходным уровнем экономического развития. Аналогично, расслоение населения по уровню доходов соответствует положению в развитых промышленных странах. Одновременно сохраняются различия между ашкеназами и сефардами, между религиозными и нерелигиозными евреями и между всеми ними и арабами. До некоторой степени этноконфессиональная стратификация совпадает с классовой.
Этнические различия среди евреев. Основную часть рабочих в Израиле составляют евреи из стран Азии и Северной Африки - сефарды. Они крупными партиями прибывали после 1948 из арабских и других мусульманских государств и занимают нижние ступени общественной лестницы. Ветераны ишува, а также новые иммигранты - ашкеназы заняли позиции среднего класса. Такая дифференциация отражает недостаточный образовательный уровень и невысокую трудовую квалификацию многих иммигрантов из арабских стран.
В то время как сефарды формируют преобладающую долю населения Израиля, евреи-ашкеназы все еще удерживают за собой большинство ключевых постов в политической и экономической жизни. Их отличают высокие доходы, лучшее образование и хорошие жилищные условия. Постепенно благосостояние сефардов растет, отчасти благодаря усилиям правительства по уменьшению разрыва между разными категориями населения. Кроме того, сефарды приобрели навыки, способствующие достижению успеха в обществе. Они неуклонно пополняют ряды депутатов кнессета, министров и старших войсковых офицеров, однако малоимущие слои населения по-прежнему принадлежат в основном сефардам.
Религиозные проблемы. Хотя правительство Израиля состоит из светских лиц, им приходится считаться с интересами религиозно-ориентированной части населения, свято блюдущей традиции. Министр по религиозным делам занимается, например, такими вопросами, как обеспечение евреев кошерным мясом, деятельностью религиозных судов и школ и т.п. Ему приходится также учитывать требования других официально признанных конфессиональных общин. Существуют резко противоположные мнения насчет того, в какой мере религиозные предписания должны выполняться всем еврейским населением. Тот его сегмент, что строго придерживается этих предписаний, через свои политические партии и участие в правительственных коалициях добивается согласия власти на создание обособленных систем школьного образования, на освобождение "своих" молодых женщин и многих молодых мужчин от воинской службы, на запрещение предпринимательской и общественной деятельности по субботам. Поэтому менее ортодоксальные евреи часто жалуются, что не обладают в полной мере свободой совести из-за того, что правительство идет на поводу у фундаменталистских группировок.
Городские общины. Городские кварталы в Израиле, как и во многих других странах, весьма дифференцированы в имущественном отношении. Израильтяне предпочитают иметь собственное жилье, хотя квартиру или дом можно арендовать, особенно в Тель-Авиве, Иерусалиме и других крупных городах. Дома существенно различаются: можно увидеть виллы в арабском стиле, строения первых поселенцев под красными черепичными крышами и ультрасовременные коттеджи на побережье.
Жизнь вне городов. Сельские общины. Лишь небольшая часть населения Израиля живет в сельской местностях. Арабы тяготеют к деревням, евреи обычно селятся в киббуцах или мошавах.
Киббуцы - уникальная форма еврейского сельскохозяйственного поселения. В каждом из них живут от нескольких сотен до полутора тысяч человек. Кроме производственных объектов, там имеются общественные здания, включая столовую, где питаются все обитатели киббуца, детские учреждения, где за детьми ухаживают опытные воспитатели в течение дня (иногда детей оставляют на ночь), а также дома для семей и одиноких взрослых.
Первый киббуц Дгания был основан в 1909 на земле, купленной Еврейским национальным фондом поблизости от южной оконечности Тивериадского озера. Киббуцы внесли весомый вклад в развитие еврейского сообщества. Из киббуцев вышло большое число политических лидеров и армейских офицеров Израиля, хотя в них живет менее 3% еврейского населения.
Хотя основой экономики киббуцев послужило сельское хозяйство, деятельность этих объединений во многих случаях распространилась также на промышленность и сферу услуг. Из-за нехватки трудовых ресурсов многие киббуцы привлекают для работы по найму добровольцев. В стране насчитывается 270 киббуцев, в них живет ок. 130 тыс. человек. Киббуцы объединены в несколько федераций, различающихся в политическом или религиозном отношении.
Мошав, или кооперативная деревня, - самая крупная форма еврейского сельскохозяйственного поселения. Каждая семья живет в собственном доме, ведет хозяйство своими силами и получает доход по результатам производства. Кооператив отвечает за социальное обслуживание, снабжение, кредит, приобретение сельскохозяйственных машин, сбыт продукции и другие виды деятельности. Первый мошав образовался в 1921, но большинство возникло после 1948. Подобно киббуцам, многие мошавы привлекают наемных рабочих. В Израиле ок. 450 мошавов, в которых проживает 172 тыс. человек.
Религиозная жизнь. Израиль - страна многих религий и многочисленных сект. Среди евреев имеются крайние ортодоксы и атеисты, а среди арабов - мусульмане и христиане. Имеются друзы и бехаиты. Свобода выбора вероисповедания гарантируется законом, каждое из них имеет свои обряды и убеждения. В то же время преобладание евреев накладывает отпечаток на жизнь общества. Соблюдение еврейского Закона ограничивает общественную деятельность (и транспорт) от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. В государственных учреждениях и многих гостиницах подается только кошерная еда, хотя имеется немало ресторанов с некошерной едой.
Религия играет важную, а иногда и определяющую роль в израильском обществе. Хотя официально Израиль светское государство, там торжественно отмечаются еврейские праздники, в общественном питании преобладает освященная традицией еврейская кухня, ограничена продажа свинины, и выполняются другие религиозные предписания. Дела, связанные с браками и разводами, остаются прерогативой религиозных судов, и государство содержит официально признанный раввинат во главе с двумя раввинами (одним от сефардов и одним от ашкеназов). Субсидируемые учреждения и организации подобного рода, например институты священнослужителей и судей, должны состоять из ортодоксальных сторонников веры.
В Израиле часто дебатируется вопрос о том, кого следует считать евреем. Светские и религиозные власти и рядовые граждане сталкиваются с этой проблемой в связи с миграцией, бракосочетанием, разводом, получением наследства и передачей имущества, а также регистрацией удостоверения личности и заполнением персональных анкет. Это касается и применения ряда законов, например Закона о возвращении, по которому каждому еврею гарантируется право иммигрировать и поселиться в Израиле, Закона об израильском гражданстве и других Законов, принятых кнессетом. (Согласно Закону о возвращении, евреем считается лицо, рожденное от матери-еврейки и не перешедшее в другую религию, либо лицо, принявшее иудаизм.)
Различные религиозные общины и государственные власти подходят к решению подобного рода проблем, руководствуясь разными принципами и документами. Все религиозные организации в Израиле имеют особый статус и полномочия и финансируются государством.
Рабочее движение. Хистадрут (Всеобщая федерация трудящихся), основанный в 1920, сыграл чрезвычайно важную роль в жизни страны. До провозглашения независимости страны он выполнял многие политические, экономические, образовательные, культурные и общественные функции в местном еврейском обществе, которые обычно считаются прерогативой государственных органов. Хистадрут, всегда находившийся под влиянием МАПАИ или его преемницы, партии Авода, контролирует значительную часть экономики Израиля через банки, страховые фирмы, промышленные холдинговые компании, а также через принадлежащие ему средства транспорта и потребительские кооперативы. Хистадрут располагает крупнейшей в Израиле системой здравоохранения, издает ежедневную газету и оказывает социальные услуги через свои молодежные и женские организации.
Хистадрут занимает второе (после государства) место в стране как работодатель и в то же время остается самым влиятельным профсоюзом. Представляя интересы своих членов, он заключает трудовые соглашения с властными структурами и предпринимателями.
Социальное обеспечение. В Израиле создана разветвленная сеть государственных и добровольных органов социального обеспечения, оказывающих помощь бедным, больным и пожилым людям. Национальная программа обязательного страхования, финансируемого работодателями и трудящимися, обеспечивает выплату пенсий в размере 30% средней месячной заработной платы; дополнительные пенсии поступают от Хистадрута и других источников. Программа также гарантирует выплату пособий многодетным семьям, компенсаций за производственные травмы и пособий по безработице.
Одежда. Израиль принял иммигрантов из многих стран, что определило пестрый состав его населения. Поэтому наряду с традиционным одеянием друзов и палестинцев можно увидеть костюмы и платья, которые были в ходу у европейских евреев в 19 в. Большинство израильтян предпочитают одежду, типичную для европейцев отношение к ее выбору менее формальное, чем на Западе.
Пища и напитки. Еда столь же разнообразна, как состав населения. Потребителю предлагаются любые виды продовольственных продуктов и готовых блюд, но в гостиницах и ресторанах преобладает кошерная еда. Израильтяне пьют все - от турецкого (или арабского) кофе до кока-колы, причем популярны также местное и импортное вино и пиво.
Положение женщин. Сионизм проповедует равноправие мужчин и женщин. Голда Меир, уроженка России, мигрировавшая в Палестину в 1920-х годах из США, стала видным деятелем ишува, Хистадрута и МАПАИ. Впоследствии она занимала многие ответственные должности, была министром иностранных дел и премьер-министром. "Голда" (к ней обычно обращались только по имени) служила образцом равноправия и демонстрировала, что женщины могут подняться до самых высоких постов. Однако иммигранты, прибывшие из стран с ортодоксальными традициями, в частности сефарды, привнесли иные взгляды на концепцию равноправия полов. Тем не менее все больше женщин получают доступ к образованию и высокооплачиваемой работе. Им приходится отбывать воинскую повинность, чаще всего по определенным специальностям. Представительницы слабого пола в Израиле постепенно приобретают такое же положение, как в индустриальном обществе Запада. Израильские женщины заседают в кнессете и работают министрами, хотя и находятся в невыгодном положении по той причине, что вопросы личного плана, связанные с браками, разводами и т.д., рассматриваются в стране религиозными учреждениями и организациями.