ЯПОНИЯ: ИСТОРИЯ Одним из тех, кто внес важный вклад в победу Го-Дайго, был Асикага Такаудзи, воин из рода Минамото. Его амбиции вскоре привели к разрыву с союзником-императором, а в 1336 он захватил Киото и назначил императором своего выдвиженца. Однако Го-Дайго сумел скрыться и основал свой двор в Ёсино, в горах к югу от Нара, где к нему присоединились сторонники. Население по всей стране усматривало в существовании враждующих центров оправдание собственным конфликтам. До тех пор пока в 1392 не был достигнут компромисс между двумя ветвями императорской семьи, в стране шла непрерывная гражданская война.
Асикага Такаудзи принял титул сёгуна и основал свою резиденцию в Муромати, одном из районов Киото, но он не сумел отладить систему управления, как его предшественники Ходзё. Частично это было связано с тем, что гражданские войны во многом способствовали укреплению позиций и независимости самураев, которые отняли часть земель у буддийских общин и у семей из придворного круга. Многие создали на местах крупные поместья, и к концу века некоторые правители провинций (сюго-даймё) могли уже безбоязненно игнорировать приказы сёгуна.
В середине 15 в. группа крупных семейств, частично родственники Асикага, контролировали большинство важнейших учреждений в администрации сёгуна. В 1467 спор о престолонаследии ускорил начало схватки за власть, продолжавшейся с небольшими перерывами и с постоянно менявшимся шансами вплоть до 1573, когда был изгнан последний из Асикага.
Эта история политической слабости страны и возобновлявшейся гражданской войны не помешала вызреванию предпосылок для экономических и культурных сдвигов. В сельском хозяйстве постоянное увеличение площади обрабатываемых земель, улучшение качества семенного фонда и распространение ирригации привели к расширению производства, что способствовало прогрессу сельских ремесел и торговли. К 15 в. были созданы постоянные рынки, часто возникавшие вблизи монастырей и храмов, и на их базе стали расти города. В дальнейшем ремесленники и купцы все более специализировались в своих занятиях и часто объединялись в гильдии (дза). Внутренняя торговля испытывала подъем, в значительной мере благодаря каботажному судоходству, давшему в ряде случаев импульсы для развития портов.
Новым явлением стала активизация внешней торговли. Экономические связи с Китаем так и не были восстановлены после нашествий монголов. Даже приход к власти династии Мин в 1368 не принес в этом плане реальных улучшений из-за недовольства, вызванного на континенте распространившимся японским пиратством на побережье Китая и Кореи. Тем не менее в 1401 третий сёгун Асикага по имени Ёсимицу направил послания с выражением почтения китайскому императору, которые привели к обмену представительствами. Последние стали посредниками в торговле, которая приобрела важное экономическое значение. Японские товары, такие как мечи и медная руда, обменивались на китайский шелк, фарфор и медные монеты. Проблема пиратства продолжала отравлять отношения между двумя странами. Тот же негативный эффект имели попытки японцев расширить торговлю, выведя ее за рамки лимитов, установленных Китаем. Однако она была окончательно прервана лишь в 1549; к тому времени в регионе появились португальцы, предложившие альтернативу прямым китайско-японским связям.
Среди тех, кто настаивал на продолжении торговли с Китаем, были буддийские монахи из секты Дзэн, стремившиеся восстановить контакты с дзэнскими (чаньскими) монастырями в Китае. Некоторые из этих священнослужителей сопровождали миссии за границу, выступая в качестве посланников и переводчиков. Был заимствован стиль пейзажной живописи времен сунской династии, одним из ярких представителей которого является художник Сэссю (1420-1506). Дзэнские идеи использовались и в чайной церемонии, и в ландшафтном садоводстве. Многие наиболее знаменитые сады Киото были созданы в тот период. С того же времени ведут отсчет замечательные архитектурные сооружения, такие, как Кинкакудзи, или Золотой храм (1394, восстановлен 1955), и Гинкакудзи, или Серебряный храм (1479). Если добавить, что это была эпоха, ставшая свидетелем развития классической драмы но благодаря таланту Сэами (1363-1443), становится ясно, что Асикага способствовала возникновению одного из наиболее ярких периодов в истории японской культуры истории.