ЯПОНИЯ: ИСТОРИЯ В период Токугава выкристаллизовалась и та культура, которую последующие поколения стали считать традиционной для Японии. В некоторых сферах, особенно касающихся вопросов этики, политических и общественных приоритетов, она явилась результатом очередной волны китаизации. Неоконфуцианство времен Сунской династии было принято в качестве официальной философии бакуфу Токугава и класса самураев уже в начале этого периода. Оно преподавалось в официальных школах, а тексты раздавались ученикам для изучения дома. Это гарантировало глубокое внедрение в сознание японцев конфуцианских взглядов на поведение и взаимоотношения в семье. Менее броским, хотя столь же глубоким было воздействие китайских воззрений в области истории, экономики и естественных наук.
Далеко не все сводилось к влиянию извне и тем более к механическому заимствованию. Явные различия между китайским и японским обществом привели к попыткам специфической японской интерпретации прошлого страны со стороны ее историков, что выразилось, например, в трудах Арай Хакусэки (1657-1725) и Рай Санъё (1780-1832). В религии наблюдалось возрождение синтоизма. Его ярчайшим представителем был Мотоори Норинага (1730-1801), работа которого с древними текстами не только способствовала освобождению синтоизма от многовековых наслоений буддизма, но и создала предпосылки для возникновения мифа о божественном происхождении императора.
В литературе и искусстве получили развитие национальные жанры. Центральной была тема укиё, отражавшая динамичную среду веселых домов городских кварталов. Актеры и куртизанки были любимыми персонажами разноцветных лубочных изданий, достигших высокого уровня технического и художественного оформления в 18 в., и действовали также в романах и коротких рассказах популярных прозаиков той эпохи, например Ихара Сайкаку (1642-1693). Сам театр, как кукольный, так и более поздний кабуки, специализировался совсем на других темах. Пьесы, в частности написанные крупнейшим драматургом Тикамацу Мондзаэмоном (1653-1724), отражали главным образом противоречие между долгом и искушением в контексте мести или любви. Создавая подобные произведения, авторы, несомненно, помогали аудитории очутиться в романтическом мире, в котором, однако, узнавались элементы повседневной реальности. Все эти произведения пользовались популярностью, но их нельзя было отнести к разряду изысканных. Проза, цветные гравюры, кабуки - ничто не сумело занять положения, подобного тому, который был у но или пейзажной живописи в китайском стиле. Феодалы все еще проявляли интерес к настенным картинам, выполненным в старых традициях. Эстеты по-прежнему практиковали чайную церемонию или писали стихи в подражание китайским образцам. Таким образом, Япония входила в современный период своей истории, имея фактически две сосуществующие культуры. В 19 в. к ним добавилась еще одна - позаимствованная в Западной Европе.